|
Де́тская музыка́льная шко́ла — музыкальное учебное заведение,
в котором дети школьного возраста в свободное от уроков в
общеобразовательных школах время дополнительно получают
начальные музыкальные знания и навыки[1].
В 1918 году в Петрограде была основана первая государственная детская музыкальная школа (Музыкальная школа имени Н. А. Римского-Корсакова).
Ко второй половине 1920-х годов в стране было два типа музыкальных школ: четырёхлетняя музыкальная школа первой ступени для детей и курсы общего музыкального образования для взрослых.
В 1933 году детские четырёхлетние школы были преобразованы в семилетние ДМШ. Эти школы были сделаны начальным звеном профессионального музыкального образования. Основное внимание там уделялось обучению игре на музыкальных инструментах. Была создана система профессионального музыкального образования ШУВ («школа — училище — вуз»). В то же время при консерваториях были созданы специальные десятилетние музыкальные школы — ССМШ — которые наряду со средним давали и профессиональное образование, необходимое для поступления в музыкальный вуз. После войны появились пятилетние вечерние музыкальные школы, ориентированные на молодёжь[4].
В СССР детские музыкальные школы не только выполняли роль начального звена профессионального музыкального образования, но и обеспечивали общеэстетическое воспитание детей[5]. Эту систему в 1980-е годы подвергал критике музыковед Г. М. Цыпин. По его мнению, при таком обучении будущие профессиональные музыканты получают недостаточное количество навыков и умений, а дети, не имеющие профессиональных музыкальных способностей, вынуждены изучать ненужный им комплекс академических упражнений, что может вызвать негативное отношение к музыке и уход из школы[6]. Поэтому родителям продвинутых учеников ДМШ педагоги иногда советовали (и советуют сейчас) перевести своих детей в ССМШ в средних классах, а по отношению к слабым ученикам — облегчали требования.
В советское время обучение в музыкальных школах страны осуществлялось по единой образовательной программе[5].
При консерваторских музыкальных школах в Советском Союзе были созданы интернаты, в которых жили особо одарённые дети, направлявшиеся в эти школы из провинции. Программа отбора и воспитания талантливых детей действовала даже в тяжёлые годы Великой Отечественной войны: так, будущий композитор Александра Пахмутова была направлена осенью 1943 года из Караганды в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории им. П. Чайковского, где занималась по классу фортепиано у И. В. Васильевой и посещала кружок юных композиторов под руководством В. Я. Шебалина и Н. И. Пейко.
Подробнее
|
|