18 января 1943 года Красная армия прорвала блокаду Ленинграда, но до полного освобождения города оставался еще целый год. Государственный комитет обороны принял решение о строительстве железной дороги Шлиссельбург - Поляны протяженностью 33 км. Строили дорогу железнодорожные войска и спецформирования Народного комиссариата путей сообщения. Руководил строительством начальник управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта Иван Зубков. Железнодорожная линия была построена за 17 суток.
Поезд, открывший прямое сообщение между Ленинградом и Большой землей, отправился со станции Волховстрой 5 февраля 1943 года в 17.43. В пути он был обстрелян противником и был вынужден остановиться для отогрева замерзшего рукава, соединявшего бак с цистерной с водой. Но 6 февраля поезд прибыл на станцию Новая Деревня, а уже на следующий день - в Ленинград.
Состав с продовольствием и боеприпасами привела лучшая бригада паровоза ЭУ-708-64 депо Волховстрой в составе старшего машиниста Ивана Пироженко, помощника машиниста Виктора Мятлева, кочегара Ивана Антонова и главного кондуктора Ф. Кудряшова. А начальника Октябрьской железной дороги Бориса Константиновича Саламбекова, который встречал этот поезд на Финляндском вокзале, вспоминают как человека, помогшего спасти Ленинград и его жителей.