Захват Ленинграда был составной частью разработанного нацистской Германией плана войны против СССР — плана «Барбаросса». В нем предусматривалось, что Советский Союз должен быть полностью разгромлен в течение 3-4 месяцев лета и осени 1941 года, то есть в ходе молниеносной войны («блицкрига»).
К ноябрю 1941 года фашисты планировали захватить всю европейскую часть СССР. Согласно плану «Ост» («Восток») предполагалось в течение нескольких лет истребить значительную часть населения Советского Союза, в первую очередь русских, украинцев и белорусов, а также всех евреев и цыган — всего не менее 30 миллионов человек. Ни один из народов, населявших СССР,не должен был иметь право на свою государственность или даже автономию.
Летом 1941 года на Ленинград шла группа армий "Север", общей численностью 500 тысяч человек, под командованием генерал-фельдмаршала фон Лееба. Леебу поручалось уничтожить части Красной армии, расположенные в Прибалтике, развить наступление, захватить все военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля овладеть Ленинградом. Уже 23 июня командующим Ленинградским военным округом генерал-лейтенантом М. М. Поповым было отдано распоряжение о начале работ по созданию дополнительного рубежа обороны на псковском направлении в районе Луги. 4 июля это решение было подтверждено Директивой Ставки главного командования за подписью Г. К. Жукова. 19 июля, к моменту выхода передовых немецких частей, Лужский оборонительный рубеж был хорошо подготовлен в инженерном отношении: были построены оборонительные сооружения протяженностью 175 километров, при глубине 10-15 километров. Оборонительные сооружения строились руками ленинградцев, в большинстве своем, женщин и подростков (мужчины уходили в армию и ополчение). В общей сложности в строительстве приняло участие свыше полумиллиона человек гражданского населения. Германское наступление было приостановлено на несколько недель. Фашистам не удалось овладеть городом с ходу. Эта задержка вызвала ярость Гитлера, который совершил специальную поездку в группу армий «Север» с целью подготовить план захвата Ленинграда не позднее сентября 1941 года.
Мизерный кусочек суррогатного хлеба стал с этого времени основным средством поддержания жизни. Из этого кусочка хлеба ленинградцы делали несколько сухариков, которые распределяли на весь день. Один-два таких сухарика да кружка горячей воды - вот из чего в основном состояли в дни голодной зимы завтрак, обед и ужин населения осажденного города. Другие продукты, которые полагались по карточкам, население получало нерегулярно и не полностью, а иногда и вовсе не получало из-за их отсутствия в городе. Рабочим оборонных предприятий выдавалось дополнительно в месяц несколько сот граммов соевого кефира, белковых дрожжей, казеинового клея, фруктового сиропа, морской капусты и желудевого кофе. Продовольственное снабжение воинов Ленинградского фронта и моряков Балтийского флота также с каждым днем ухудшалось. Солдаты, матросы и офицеры, хотя и в меньшей степени, чем трудящиеся Ленинграда, тоже страдали от голода.
Начиная с 9 сентября 1941 г. в войсках фронта несколько раз проводилось сокращение суточной нормы питания. В конце ноября в частях первой линии выдавалось 300 г. хлеба и 100 г. сухарей, в частях боевого обеспечения 150 г. хлеба и 75 г. сухарей. Мучной суп утром и вечером, мучная каша в обед дополняли хлебную выдачу. Несмотря на эти голодные нормы, воины 54-й армии и моряки Балтики выделили часть своего пайка в пользу ленинградцев. В конце 1941 г. Военный совет фронта постановил пере дать населению города более 300 т. продовольствия из запасов, находившихся в Кронштадте, на фортах и островах. В городе продолжалась напряженная работа по изысканию пищевых заменителей. После соответствующей переработки в пищу пошел технический жир, соевое молоко полностью заменило натуральное, из белковых дрожжей стали приготовлять котлеты, паштеты.
Ледовая дорога 26 ноября получила наименование - военно-автомобильная дорога номер 101. Начальником дороги вместо Монахова был назначен капитан 2-го ранга Нефедов. Для обслуживания дороги, включая перегрузочные пункты, Управлению ледовой дороги были приданы воинские части, насчитывающие в общей сложности 9 тысяч человек. Перевозки через Ладогу осуществляла 17-я отдельная автотранспортная бригада, не входившая в подчинение управлению ледовой трассы. За счет тыла 54-й армии к 22 ноября приказывалось организовать пути подвоза по трассе Новая Ладога - Черноушево - Лемасарь - Кобона с открытием перевалочных баз на железнодорожных станциях Войбокало и Жихарево, а также обеспечить подвоз грузов к перевалочным базам в Кобоне и Лаврово. За доставку грузов до восточного берега озера отвечал уполномоченный Ленинградского фронта Афанасий Шилов. Для прохождения грузовика с тонной груза через озеро по льду, его толщина по всей трассе должна быть не меньше 20 сантиметров. Лед такой толщины в Шлиссельбургской губе Ладожского озера образуется за 11 дней при температуре воздуха -5 °C, или за четверо суток при температуре -15 °C, 17 ноября толщина льда была 10 сантиметров, 20-го уже 18 сантиметров.
Тихвинская стратегическая наступательная операция - принятое в советской историографии название контрнаступления советских войск из района Тихвина, Волхова, Малой Вишеры, во время Великой Отечественной войны, часть Ленинградской битвы 1941-1944 годов. В рамках стратегической операции проведены Тихвинско-Киришская и Мало-Вишерская фронтовые наступательные операции. Операция проводилась с 10 ноября по 30 декабря 1941 года. Дата начала операции указана так, как она определена официальной советской историографией, однако она является весьма условной.
Советские войска в южной части территории, охваченной операцией, в районе Малой Вишеры перешли в наступление уже 12 ноября, а части Новгородской армейской оперативной группы даже 10 ноября (откуда взята и дата начала операции), но вместе с тем, на северной части территории бои в ходе Тихвинской оборонительной операции с частями противника, которые не оставляли попыток прорваться к Ладожскому озеру продолжались у Волхова до 25 ноября, а у Войбокало и в первой декаде декабря 1941 года. Дата окончания операции тоже в достаточной степени условна и определяется по восстановлению позиций советских войск (за некоторыми изъятиями) по реке Волхов, которые были утеряны в ходе отступления. Операции непосредственно предшествовала во времени и пространстве Тихвинская оборонительная операция. Продолжением операции в том же регионе со стороны советских войск стала Любанская наступательная операция.
За оборону советских городов и районов, где враг понес особо тяжелые потери, были учреждены наградные медали, которые вручались всем активным участникам этих событий. Несмотря на тяжелое, грозное время, рисунок будущей награды тщательно разрабатывался. Создавалось множество эскизов-вариантов, из которых, наконец, выбирался наиболее удачный. В конце октября 1942 года в газетах появилось сообщение о том, что Наркомат обороны ходатайствует об учреждении медалей за оборону Ленинграда, Севастополя, Сталинграда и Одессы.
24 ноября Верховный Главнокомандующий дал указание приступить к разработке их рисунков. Представлено было 43 эскиза будущих наград, сделанных почти десятком художников.
21 декабря был одобрен проект Положения о медалях за оборону четырех городов и к этому времени утвержден лишь один из эскизов - медали «За оборону Сталинграда» художника Н. И. Москалева. Но и на этом проекте рукой Сталина был зачеркнут портрет Верховного Главнокомандующего и по его указанию внесены некоторые другие изменения. На оборотной стороне всех медалей было предложено поместить надпись «За нашу Советскую Родину». На следующий день, 22 декабря, был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении медалей «За оборону Ленинграда», «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя» и «За оборону Сталинграда». Тогда же появилось и описание будущих наград.
18 января для россиян и, особенно, для петербуржцев является особенной датой. В этот день в далеком 1943 году в ходе Великой Отечественной войны состоялся прорыв блокады Ленинграда. Несмотря на то, что город оставался осажденным еще год, с прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всём Ленинградском фронте. По планам Ставки Верховного главнокомандующего, советские войска ударами двух фронтов – Ленинградского с запада и Волховского с востока – должны были разгромить вражескую группировку, удерживавшую Шлиссельбургско-Синявинский выступ. Командование фронтами было поручено генерал-лейтенанту Л.А. Говорову и генералу армии К.А. Мерецкову. Координировали взаимодействие представители Ставки – генерал армии Г.К. Жуков и маршал К.Е. Ворошилов.
18 января 1943 года Красная армия прорвала блокаду Ленинграда, но до полного освобождения города оставался еще целый год. Государственный комитет обороны принял решение о строительстве железной дороги Шлиссельбург - Поляны протяженностью 33 км. Строили дорогу железнодорожные войска и спецформирования Народного комиссариата путей сообщения. Руководил строительством начальник управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта Иван Зубков. Железнодорожная линия была построена за 17 суток.
Поезд, открывший прямое сообщение между Ленинградом и Большой землей, отправился со станции Волховстрой 5 февраля 1943 года в 17.43. В пути он был обстрелян противником и был вынужден остановиться для отогрева замерзшего рукава, соединявшего бак с цистерной с водой. Но 6 февраля поезд прибыл на станцию Новая Деревня, а уже на следующий день - в Ленинград.
Окончательный разгром немецко-фашистских войск под Ленинградом и полное снятие блокады города произошло в ходе Ленинградско-Новгородской операции, проведенной 14 января — 1 марта 1944 года войсками Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов совместно с Балтийским флотом.
Одновременно ударами по фланговым группировкам немецкой 18-й армии под Ленинградом и Новгородом советские войска разгромили ее главные силы, затем, наступая на нарвском и московском направлениях, нанесли поражение 16-й армии противника.
В ходе наступления 20 января был освобожден Новгород, к концу января — города Пушкин, Красногвардейск, Тосно, была очищена от противника Октябрьская железная дорога, связывающая Москву с Ленинградом.
27 января 1944 года блокада Ленинграда была полностью ликвидирована.